Замена панельных радиаторов на трубчатые. Часть 2: подключение.
В предыдущей статье мы кратко рассмотрели, как можно определить мощность старых панельных радиаторов, которые планируется заменить на стальные трубчатые. Здесь мы опишем особенности, связанные с подключением радиаторов.
Во-первых, на что следует сразу обратить внимание: трубчатый радиатор при той же мощности, что и панельный радиатор, обладает большими габаритами. Это связано с особенностью конструкции и никак не связано с конкретным производителем.
Отсюда следует, что новый радиатор должен быть либо длиннее, либо выше, либо толще, чем старый панельный (либо все сразу). Поэтому, в большинстве случаев, для того, чтобы новый радиатор располагался, как и старый, по центру ниши, потребуется перенос труб. Обязательно обсудите этот вопрос с вашим сантехником или прорабом, так как подобные работы производятся на начальных этапах ремонта.
Если перенос труб невозможен, то необходимо дополнительно измерить расстояние от стены до центра труб: новый радиатор и кронштейны к нему нужно будет подобрать таким образом, чтобы он располагался точно напротив уже выведенных труб.
При боковом подключении, к сожалению, придется дополнительно использовать переходники, чтобы изменить межосевое расстояние. Дело в том, что у панельных радиаторов расстояние между трубами не совпадает с межосевым расстоянием у стальных трубчатых радиаторов: трубы должны располагаться или ближе друг к другу, или, наоборот, немного дальше друг от друга. Есть возможность заказать на заводе изготовление трубчатого радиатора по индивидуальным размерам, чтобы избежать этого. Но такие радиаторы будут стоить дороже.
При нижнем подключении не возникает проблем с межосевым расстоянием (расстоянием между трубами): оно стандартное — 50 мм. Но здесь важно учесть, что если у панельных радиаторов теплоноситель поступает по трубе, которая расположена ближе к центру радиатора, то у трубчатых радиаторов теплоноситель всегда должен поступать, наоборот, в крайнюю трубу.
Данная проблема решается за счет подключения радиатора через специальные перепускные узлы, которые меняют направление теплоносителя. Он смотрятся немного массивнее стандартных узлов и стоят дороже.